Драконы / Легенда о Георгие Победоносце Христианская легенда о святом Георгии имеет множество вариантов, значительно
различающихся между собой. В одном из вариантов, получившем литературную
обработку на греческом востоке (историки считают его наиболее ранним
и подлинным), римский император Диоклетиан (в 303 году) начинает гонение
на христиан. Вскоре к нему является молодой военный трибун Георгий родом
из Каппадокии (область в Малой Азии, входившая тогда в состав Римской
империи, сейчас территория Турции), в собрании высших чинов империи
в городе Никомедии он объявляет себя христианином. Император пытается
уговорить его отказаться от своей веры, но безуспешно. Тогда Георгия
помещают в темницу и подвергают многочисленным жесточайшим пыткам -
бросают в ров с негашеной известью, бичуют воловьими жилами, надевают
раскаленные, утыканные шипами железные сапоги, травят ядом, колесуют
и т.п., но он остается жив. В промежутках между пытками Георгий совершает
чудеса (исцеляет больных, воскрешает умершего и т.п.), под влиянием
которых императрица, некоторые из приближенных императора и даже один
из его палачей уверовали во Христа. На восьмой день пыток Георгий соглашается
принести жертву языческим богам, но когда его торжественно приводят
в храм, "он словом Божьим низвергает их в прах, после чего по приказу
императора ему отсекают голову". Георгию в день казни было около
30 лет. В этом житии, как и во всех других ранних его вариантах, нет "Чуда
о змие", так как вначале существовали две самостоятельные легенды
- его "Житие"и "Чудо Георгия о змие". Объединены
они были только в позднейших пересказах. Легенда "Чудо Георгия
о змие"имеет много вариантов. Вот один из них. Возле города Ласии
в Палестине в озере поселился дракон, который опустошал окрестности
и пожирал жителей города. Чтобы избежать гибели, они были вынуждены
приносить ему в жерту своих детей. Когда очередь дошла до царской дочери,
явился прекрасный юноша на белом коне - Георгий. Узнав от царевны, что
она христианка, Георгий свловом Божьим заставил змея пасть к своим ногам.
Царевна обвязала шею дракона своим поясом и повела его в город. Жители
города, пораженные чудом, уверовали во Христа и были крещены, а Георгий
поехал дальше. Попытки найти конкретное историческое лицо, которое могло быть прототипом
святого Георгия, не увенчались успехом, но было выдвинуто несколько
интересных гипотез о связи этих легенд вс дохристианской мифологией.
На протяжении тысячелетий в религиях и мифологии европейских и ближневосточных
цивилизаций дракон и змей были воплощением тьмы и зла, а борющиеся с
ними боги, герои и святые олицетворяли светлое начало, добро. В древнегреческих
мифах Зевс побеждает стоглавое огнедыщащее чудовище Тифона. Бог солнца
Аполлон борется с чудовищным змеем Пифоном, а легендарный Геракл убивает
Лернейскую гидру. Особенно заметно сходство христианского мифа "Чудо
о змие"с античным мифом о Персее и Андрмеде, в котором Персей убивает
морское чудовище и освобождает дочь царя Андромеду, которая была отдана
на съедение чудовищу, чтобы спасти от опустошения царство. Есть еще
много легенд такого типа, например, миф о Беллерофонте на крылатом коне
Пегасе, вступившем в схватку с порождением Тифона - Химерой. Существует
множество прекрасных изображений на древнегреческих вазах, геммах, монетах,
иллюстрирующих эти мифы. С появлением христианства образ змея-дракона
прочно ассоциируется с язычеством и дьяволом. Известен эпизод грехопадения,
когда дьявол принял вид змея-искусителя. Римский писатель и историк
(260-339 гг.), автор "Жития Константина"Евсевий сообщает,
что император Костантин Великий, много сделавший, чтобы христианство
стало государственной религией, велел изобразить себя на картине, украшавшей
императорский дворец, в виде победителя над драконом. Дракон и здесь
символизировал язычество. Культ святого Георгия, возникший, вероятно, как местый на территории Каппадокии в V-VI веках, к IX-XI веку получил распространение почти во всех государствах Европы и Ближнего Востока. Особенно почитался он в Англии, где король Ричард Львиное Сердце сделал его своим покровителем, а Эдуард III учреждает под патронажем святого Георгия орден Подвязки, на котором святой изображен в виде змееборца. Боевым кличем англичан, аналогичным нашему "ура", становится имя святого. |
|
||
|