Оборотни / В славянском язычестве. Волкодлак, волколак, волкулак, вовкулак, в славянской мифологии человек-волк;
оборотень; колдун, способный превращаться в волка и обращать в волков
других людей. Легенды об оборотне общи всем славянским народам. В представлениях
о волколаке соединились черты фольклорного образа и заимствования из
представлений о христианской демонологии. Исключительная архаичность
представлений об оборотнях явствует из того, что в других индоевропейских
традициях (в частности в хеттской) превращение жениха в волка связывается
с распространенной формой брака - умыканием (насильственным уводом невесты). Древность этого образа подтверждается также летописью 1282 года, повествующей
о волколаке, который "гонит облака и изъедает луну" (славяне
долго хранили веру в волхвов-облакогонителей, которые превращались в
волков, поднимались на небо и призывали дождь или разгоняли тучи). По
мнению Ф. Буслаева, "остаток этого предания доселе сохранился в
пословице: "Серый волк на небе звезды ловит." В отличии от
мифологии народов Европы, у славян оборотень изначально был положительным
персонажем, да и факт оборотничества воспринимался в принципе как нормальное
явление. Необычное - да, но не в коем случае - не страшное и ужасное. Косвенно это подтверждает и древний русский заговор, записанный Сахоровым:
"На море, на океане, на острове Буяне, на полой поляне светит месяц
на осинов пень, в зелен лес, в широкий дол. Около пня ходит волк мохнатый,
на зубах у него весь скот рогатый, а в лес волк не заходит, а в дол
волк не забродит. Месяц, месяц - золотые рожки! Расплавь пули, притупи
ножи, измочаль дубины, напусти страх на зверя человека и гада, чтобы
они серого волка не брали, теплой шкуры с него не драли. Слово мое крепко,
крепче сна и силы богатырской." Обращение в волка было уподоблением одному из наиболее почитаемых и
могущественных, наделяемых сверхъестественными силами зверей. Имя этого
зверя было настолько священным, что его нельзя было произносить в слух,
поэтому вместо "волк" говорили "лютый", а мужчин
некоторых племен называли "лютичи". Способность превращаться
в волка издревле приписывалась "особо сильным" колдунам и,
видимо, составляла необходимую часть определенных обрядов. "Оборотиться",
"обвернуться" (превратиться) нередко буквально означало "перевернуться",
то есть перекувырнуться, "переброситься через себя" или через
условную границу. "Оборачиваясь", человек как бы переворачивался
той стороной своего существа, которая приобщена к высшим силам мира,
к почитаемым зверям, птицам, рыбам - "предкам, родственникам и
покровителям". В повествованиях об оборотнях грань между человеком
и зверем - узенькая полоска ножа, веревки, ветки, в сущности, она проходит
через самого оборотня: он и человек, и животное одновременно. Практика
оборотничества была настолько распространена среди славянских племен,
что Геродот описывает ежегодное превращение невров(славянское племя,
предположительно обитавшие на территории Белоруссии) на несколько дней
в волков, как нечто само собой разумеющееся. А славянский героический эпос, вообще, характеризует главного героя
оборотня как существо божественного происхождения. При рождении русского
героя-волка Волги Всеславовича: А и на небе просветя светлел месяц, |
|
||||||||||||||
|