ХИМЕРА Первое упоминание о Химере находится в шестой песне "Илиады".
Там написано, что она была божественного происхождения - перед льва,
туловище козы, хвост змеи; она изрыгала из пасти огонь, и убил ее, как
и было предсказано богами, красавец Беллерофонт, сын Главка. Голова
льва, брюхо козы и хвост змеи - таково самое естественное ее описание,
содержащееся у Гомера, однако "Теогония" Гесиода приписывает
ей три головы, и так она представлена в знаменитом бронзовом изваянии
из Ареццо, датируемом V веком. Посредине хребта у нее козья голова,
на одном конце змеиная, на другом - львиная. В шестой песне "Энеиды" снова появляется "огнедышащая
Химера"; комментатор Сервий Гонорат отмечает, что, по мнению всех
авторитетных ученых, чудовище это было родом из Ликии, а в этом краю
имеется вулкан, носящий такое название. У основания вулкана кишат змеи,
на склонах много лугов и козьих пастбищ, из вершины пышет пламя и там
же, наверху, логовища львов; вероятно, Химера - метафора этой необычной
горы. Когда-то Плутарх высказал предположение, что Химера - это имя
некоего капитана с пиратскими наклонностями, приказавшего нарисовать
на своем корабле льва, козу и змею. Эти нелепые догадки показывают, что Химера уже давно будоражит умы. Чем ее воображать, казалось, удобней отождествить ее с чем ни попало. Слишком она гетерогенна: лев, коза и змея (в некоторых текстах дракон) сопротивлялись, не желая образовать одно животное. Со временем Химера превращается в понятие "химерического". Нескладный образ исчезает, а слово остается для обозначения невозможного. "Ложная идея, пустой вымысел" - такое определение химеры дает сегодня словарь. |
|
||||