САЛАМАНДРА Она не только живущий в огне дракон, но также (коль словарь Академии
не ошибается) "насекомоядная лягушка с гладкой кожей, густо-черного
цвета, с симметрично-желтыми пятнами". Из этих двух ее ипостасей
более известна легендарная, поэтому никого не удивит, что она включена
в это руководство. В книге X своей "Истории" Плиний заявляет,
что саламандра столь холодна, что от соприкосновение с нею гаснет огонь:
в книге XXI он снова повторяет, скептически замечая, что будь у нее
и впрямь такое свойство, приписываемое ей колдунами, им бы пользовались
для тушения пожаров. В книге XI он говорит о крылатом четвероногом животном
"пираусте", живущем в пламени кипрских плавилен; стоит ей
очутиться на воздухе и хоть чуточку пролететь, она падает замертво.
Миф об этом забытом существе влился в более поздний миф о саламандре.
Богословы приводили Феникса как доказательство воскресения во плоти,
а саламандру - как пример того, что живые тела могут существовать в
огне. В книге XXI "Града Божия" святого Августина есть глава
с названием "Могут ли тела существовать в огне", и начинается
она так:"К чему стал бы я приводить тут доказательства, ежели не
для того, чтобы убедить недоверчивых, что тела человеческие, наделенные
душой и жизнью, не только не распадаются и не разлагаются после смерти,
но бытие их продолжается среди мук вечного огня? Поскольку неверующим
недостаточно того, что мы приписываем сие чудо всесилию Всемогущего,
они требуют, чтобы мы это доказали каким-нибудь примером. И мы можем
им ответить, что действительно существуют животные, создания тленные,
ибо они смертны, которые тем не менее обитают в огне". К образам саламандры и Феникса прибегают и поэты - как к поэтическому преувеличению. Например Кеведо, в сонетах четвертой книги "Испанского Парнаса", где "воспеваются подвиги любви и красоты" Я, точно Феникс, яростным объят В середине XII века в странах Европы распространилось подложное послание,
якобы арестованное Протопресвитером Иоанном, Царем Царей, византийскому
императору. В послании этом, представляющим собой перечень чудес, говорится
о чудо-муравьях, добывающих из земли золото, и некой Реке из Камней,
и о Море из Песка с живыми рыбами, и о гигантском зеркале, показывающем
все, что происходит в королевстве, и о скипетре, выточенном из цельного
изумруда, и о камешках, делающих невидимым или светящихся в темноте.
В одном из абзацев сказано: "В наших краях водится червь, называемый
"саламандра". Саламандры живут в огне и делают коконы, которые
придворные дамы затем разматывают и ткут из нитей ткани и одежды. Чтобы
эти ткани очистить, их бросают в огонь". О несгораемых тканях,
которые очищаются огнем, есть упоминание у Плиния (XIX, 4) и у Марко
Поло (XXXIX). Поло поясняет: "Саламандра - не животное, а субстанция".
Однако ему вначале никто не верил: ткани, изготовленные из асбеста,
продавали под видом саламандровой кожи, и они были неоспоримым свидетельством
того, что саламандра существуют. На одной из страниц своей "Жизни"
Бенвенуто Челлини рассказывает, что пятилетним мальчиком видел, как
в огне резвилось существо, похожее на ящерицу. Он рассказал об этом
отцу. Тот ответил, что это саламандра, и отколотил его, чтобы удивительное
видение, столь редко доступное людям, запечатлелось в его памяти. В алхимической символике саламандры - духи стихии огня. При таком толковании,
подкрепленном рассуждениями Аристотеля, которое сохранил Цицерон в книге
"De natura deorum" ["О природе богов" (лат.)], становится
понятно, почему люди были склонны верить в саламандру. Сицилийский врач
Эмпедокл из Агригента сформулировал теорию четырех "корней всего
сущего", разъединения и соединения коих, причиняемые Враждою и
Любовью, образуют историю вселенной. Смерти нет, есть лишь частицы "корней",
которые римляне позднее назовут "элементами", они-то и разъединяются.
Эти "корни" - огонь, земля, воздух и вода. Они - несотворенные,
и ни один из них не сильнее другого. Ныне мы знаем (или полагаем, что
знаем), что это учение ложно, но люди охотно ему верили, да и теперь
считают, что оно было полезно. "У четырех стихий, которые составляют
и поддерживают жизнь мироздания и еще продолжают жить в поэзии и народной
фантазии, - долгая и славная история", - писал Теодор Гомперц.
Так вот, согласно этому учению, требовалось равенство всех четырех стихий.
Коль есть животные на земле и в воде, должны существовать животные,
обитающие в огне. Для престижа науки требовалось, чтобы существовали
саламандры. В другой статье мы расскажем, как у Аристотеля появились животные, обитающие в воздухе. Леонардо да Винчи полагал, что саламандра питается огнем и огонь помогает ей менять кожу. |
|
||||