ПОЖИРАТЕЛЬ ТЕНЕЙ Существует любопытный литературный жанр, возникший в разные эпохи и
у разных народов, меж собою не связанных: путеводитель покойника по
неземным пределам. "Небо и земля" Сведенборга, гностические
писания, "Бардо Тбёдоль" тибетцев (название, которое, согласно
Ивенс-Вентц, следует переводить "Освобождение через выслушивание
на посмертной равнине") и "Египетская книга мертвых"
не исчерпывают список подобных сочинений. В двух последних "совпадения
и различия" удостоились внимания ученых, нам же будет достаточно
повторить здесь, что для тибетского руководства мир иной столь же иллюзорен,
как и здешний, а для египтян - он реален и объективен. В обоих текстах есть трибунал богов, причем у некоторых богов обезьяньи
головы; в обоих взвешиваются заслуги и грехи. В "Книге мертвых"
на чашах весов перо и сердце; в "Бардо Тбёдоль" - белые и
черные камешки. У тибетцев есть демоны, исполняющие должность свирепых
палачей, у египтян - Пожиратель теней. Умерший клянется, что никого не заставил голодать или плакать, никогда
не убивал и не принуждал убивать, не похищал погребальную пищу, не подделывал
меры, не отнимал молоко от уст ребенка, не сгонял с пастбища животных,
не сажал в клетки пташек божьих. Если он лжет, тогда сорок два судьи отдают его Пожирателю теней, "у которого перед крокодила, туловище льва и круп гиппопотама". Ему помогает другой зверь, Бабаи, о котором мы знаем только, что он ужасен и что Плутарх отождествляет его с титаном, отцом Химеры. |
|
||||