КИТАЙСКИЙ ДРАКОН Китайская космогония гласит, что Десять Тысяч Существ (весь мир) рождаются
от ритмичного чередования двух дополняющих вечных начал - Инь и Янь.
Инь - сосредоточенность, мрак, пассивность, четные числа и холод; Янь
- рост, свет, порыв, нечетные числа и тепло. Символы Инь - женщина,
земля, оранжевый цвет, долины, русла рек и тигр; символы Ян - мужчина,
небо, голубой цвет, горы, столбы, дракон. Китайский дракон "лунь" - одно из четырех волшебных животных.
(Прочие - это единорог, Феникс и черепаха.) Западный дракон в лучшем
случае страшен, в худшем - смешон; напротив, "лунь" китайских
легенд наделен божественным достоинством и подобен ангелу, который вместе
с тем лев. Так, в "Исторических хрониках" Сыма Цяня читаем,
что Конфуций однажды пришел за советом к архивариусу или библиотекарю
Лао Цзе и после встречи с ним заявил:"Птицы летают, рыбы плавают,
животные бегают. Бегающего можно поймать в западню, плавающего - сетью,
а летающего - стрелой. Но как быть с драконом? Я не знаю, как он мчится
верхом на ветре и как взмывает в небо. Нынче я видел Лао Цзе и могу
сказать, что видел дракона". Некогда дракон, или лошадь-дракон, вышел из Желтой реки и показал некоему
императору знаменитый рисунок круга, в котором отражена взаимосвязь
Янь и Инь; у одного царя были в конюшне драконы для верховой езды и
для упряжек; другой питался драконами, и царствование его было успешным.
Один великий поэт, желая обрисовать опасности высокого положения, написал:
"Удел единорога - стать ветчиной, дракона - стать мясным пирогом".
В "И Цзин" ("Книге перемен") дракон обычно означает
мудреца. На протяжении веков дракон был символом императора. Трон императора
именовался Троном Дракона; лицо императора - Лицом Дракона. Когда надо
было оповестить о кончине императора, говорили, что он улетел на небо
верхом на драконе. Народное воображение связывает дракона с облаками, с желанным для земледельцев
дождем и с большими реками. "Земля соединяется с драконом"
- так обычно говорят о дожде. В VI веке Чжань Цынью изобразил в стенной
росписи четырех драконов. Зрители стали его осуждать за то, что он сделал
их безглазыми. Чанг, осердясь, взялся снова за кисть и дорисовал две
из этих извивающихся фигур. И тогда "грянули громы и молнии",
стена треснула и драконы унеслись в небо. Но другие два дракона, без
глаз, остались на месте". У китайского дракона есть рога, когти и чешуя, а на хребте - ряд острых
зубцов. Обычно его изображают с жемчужиной, которую он либо глотает,
либо выплевывает, - в этой жемчужине его сила. Если ее отнять, он -
безвреден. Чжуан Цзы повествует о человеке, который, упорно трудясь, за три года изучил колдовское искусство убивать драконов, но за всю оставшуюся жизнь не имел ни одного случая его применить. |
|
||||