КЕНТАВР Кентавр - самое гармоничное создание фантастической зоологии. "Двуформным"
назван он в Овидиевых "Метаморфозах", однако нам нетрудно
забыть о его гетерогенной природе и думать, что в Платоновом мире форм,
наряду с архетипом лошади или человека, есть архетип кентавра. Открытие
этого архетипа потребовало многих веков; первобытные и архаические изображения
представляют нам голого человека, к которому неуклюже прикреплен конский
зад. На западном фронтоне храма Зевса в Олимпии у кентавров уже конские
ноги, а там, где должна начинаться шея коня, высится человеческий торс.
Самая популярная из легенд, где фигурируют кентавры, - легенда о битве
с пригласившими их на свадьбу лапифами. Для гостей вино было в новинку
- на пиру захмелевший кентавр оскорбил невесту и, опрокидывая столы,
затеял знаменитую "кентавромахию", которую Фидий или его ученик
изобразил в Парфеноне, Овидий воспел в книге XII "Метаморфоз"
и которая вдохновила Рубенса. Побежденные лапифами, кентавры были вынуждены
бежать из Фессалии. В другом сражении Геркулес, стреляя из лука, уничтожил
их. Кентавр - воплощение сельской дикости и гневливости, но "справедливейший
из кентавров" - Хирон ("Илиада", XI, 832) был наставником
Ахиллеса и Эскулапа, которых обучил искусствам музыки, собаководства,
ратному делу и даже медицине и хирургии. Запоминается образ Хирона в
песне XII "Ада", которую, с общего согласия, принято называть
песнью кентавра. На сей предмет есть тонкие наблюдения у Момильяно в
его издании 1945 года. Плиний говорит, что видел гипокентавра, законсервированного в меду
и присланного из Египта в дар императору. В "Ужине семи мудрецов" Плутарх юмористически сообщает, что
один из Пастухов коринфского деспота Периандра принес ему в кожаной
сумке новорожденного детеныша кобылы, у которого лицо, голова и руки
были человеческие, а все прочее - конское. Плакал он, как ребенок, и
все решили, что это зловещее знамение. Мудрец Фалес, осмотрев его, рассмеялся
и сказал Периандру, что и впрямь не может одобрить поведение его Пастухов.
В пятой книге своей поэмы Лукреций утверждает, что существование кентавров невероятно, ибо лошади достигают зрелости раньше, чем люди, и кентавр в три года был бы взрослым конем и вместе с тем лепечущим младенцем. Такой конь умер бы на пятьдесят лет раньше, чем человек. |
|
||||