ГАНИЭЛЬ, КАФЗИЭЛЬ, АЗРИЭЛЬ И АНИЭЛЬ Иезекиилю в Вавилоне предстало видение - четверо животных или ангелов,
"и у каждого четыре лица, и у каждого из них четыре крыла",
и "подобие лиц их - лице человека и лице льва с правой стороны...
а с левой стороны лице тельца у всех четырех и лице орла у всех четырех".
Они шли, куда их вел дух, "каждое в ту сторону, которая пред лицом
его", или его четырех лиц, возможно чудесным образом разрастаясь
в четырех направлениях. Четыре колеса, у которых ободья "высоки
и страшны", шли за ангелами и "вокруг полны были глаз".
Воспоминания об Иезекииле вдохновили святого Иоанна, в "Откровении"
которого, в главе IV, мы читаем:"И пред престолом море стеклянное,
подобное кристаллу; и посреди престола и вокруг престола четыре животных,
исполненных очей спереди и сзади. И первое животное было подобно льву,
и второе животное подобно тельцу, и третье животное имело лице, как
человек, и четвертое животное подобно орлу летящему. И каждое из четырех
животных имело по шести крыл вокруг, а внутри они исполнены очей; и
ни днем, ни ночью не имеют покоя, взывая: свят, свят, свят Господь Бог
Вседержитель, Который был, есть и грядет". В "Зогаре", или "Книге Сияния", прибавлено, что
четыре животных зовутся Ганиэль, Кафзиэль, Азриэль и Аниэль и что глядят
они на Восток, на Север, на Юг и на Запад. Стивенсон задавался вопросом: если такие чудеса есть на Небе, то чего
только нет в Аду! Из приведенного пассажа "Апокалипсиса" Честертон
почерпнул свою блестящую метафору ночи: "чудовище, состоящее из
глаз". Четвероликие ангелы "Книги Иезекииля" названы
"гайот" ("живые существа"); в "Сефер Ецира"
они - десять чисел, которые вместе с двадцатью буквами алфавита послужили
для сотворения нашего мира; согласно "Зогару", ангелы эти
спустились с горних высот, увенчанные буквами. Немецкий исследователь, доктор Рихард Хеннинг, ищет отдаленный источник этих эмблем в четырех знаках зодиака, отстоящих один от другого на девяносто градусов. Что до льва и быка, тут нет никаких трудностей; ангел отождествляется с Водолеем, у которого облик человека, а Иоаннов орел - со Скорпионом, но это отвергают, так как Скорпион считается предвестником зла. Никола де Вор в своем "Астрологическом словаре" также выдвигает эту гипотезу, замечая, что четыре эти фигуры сочетаются в сфинксе, у которого может быть человеческая голова, туловище быка, когти и хвост льва и крылья орла. |
|
||||