ГРИФ "Крылатыми чудовищами" называет грифов Геродот, повествуя
об их постоянной войне с Аримаспами; почти столь же неопределенно говорит
о них Плиний, упоминая о длинных ушах и изогнутом клюве этих "легендарных
птиц" (X, 70). Пожалуй, самое подробное описание найдем у предполагаемого
сэра Джона Мандевиля в главе 85 его знаменитых "Путешествий":
"Из этой страны (Турции) совершают путешествия в Бактрию, где живет
злобный и коварный народ, и в том краю есть деревья, дающие шерсть,
как если бы они были овцами, и из нее делают ткани. Есть в этом краю
"ипотаны" (гиппопотамы), которые живут то на суше, то в воде,
они наполовину люди, наполовину лошади и питаются только человечиной,
когда удается ее раздобыть. Еще водится в том краю множество грифов,
больше, чем в других местах; одни говорят, что у них перед туловища
орлиный, а зад львиный, и это верно, они и впрямь так устроены; однако
туловище грифа больше восьми львов, вместе взятых, и он сильнее сотни
орлов. Гриф, разумеется, может поднять и унести в свое гнездо лошадь
с всадником или пару волов, когда их в одной упряжи выводят в поле,
так как когти на его лапах огромные, с туловище вола, из когтей этих
изготовляют чаши для питья, а из его ребер - луки". Другой знаменитый путешественник. Марко Поло, слышал на Мадагаскаре
рассказы о птице "рок" и сперва думал, что речь идет о ucello
grifone, о птице грифе ("Milione", CLXVIII) [прозвание Марко
Поло, когда он достиг богатства, было Messer Milione]. В средние века
символика грифа противоречива. В одном итальянском бестиарии сказано,
что он означает демона; обычно же он - эмблема Христа, так и трактует
его Исидор Севильский в своих "Этимологиях": "Христос
есть лев, ибо он царит и обладает могуществом; он орел, ибо после воскресения
возносится на небо". В XXIX песне "Чистилища" Данте грезится триумфальная колесница,
запряженная грифом; орлиная его часть золотая, львиная - белая с алым,
дабы, согласно комментаторам, обозначить человеческую природу Христа
[Стихи эти напоминают описание Жениха в "Песне Песней" (5:10-II):
"Возлюбленный мой бел и румян... голова его - чистое золото"].
(Белое, смешанное с красным, дает цвет плоти.) Другие полагают, что Данте тут хотел представить символ папы, который одновременно священнослужитель и царь. Дидро в своей "Христианской иконографии" пишет: "Папа, как понтифик или орел, возносится к престолу Господа, дабы получать его приказания, и, как лев или царь, шествует по земле могущественно и властно". |
|
||||