ГОЛЕМ Мы не вправе предположить, что в книге, продиктованной божественным
разумом, может быть что-либо случайное, даже число слов или порядок;
именно так мыслили каббалисты и, побуждаемые жаждой проникнуть в тайны
Господа, занимались подсчетом, комбинированием и перестановкою букв
Священного Писания. В XIII веке Данте провозгласил, что всякий пассаж
Библии имеет четыре смысла: буквальный, аллегорический, моральный и
анагогический. Шотландец Эригена, более последовательно обходившийся
с понятием божественности, еще прежде того сказал, что смыслы Писания
бесконечны, как число красок на павлиньем хвосте. Каббалисты могли бы
одобрить такое суждение, одной из тайн, которые они искали в божественных
текстах, было создание органических существ. О демонах сказано, что
они могли создавать тварей крупных и тяжелых, вроде верблюда, но не
утонченных и нежных; раввин Элиезер отрицал, что они способны создавать
что-либо меньшее по размеру, чем зерно овса. Человек, созданный путем
комбинации букв, был назван "Голем": само это слово буквально
означает аморфную, безжизненную материю. В Талмуде ("Санбердин", 65, b) читаем:"Если бы праведники
захотели создать мир, они смогли бы это сделать. Комбинируя буквы непроизносимых
имен Бога, Рава сумел создать человека и послать его к Раву Зера. Тот
заговорил с Големом, и так как тот не отвечал, раввин приказал: "Ты
- творение волшебства, обратись снова в прах". Оба ученых имели обыкновение каждую пятницу изучать Законы Творения
и создавать тут же трехлетнего бычка, которого они и съедали на ужин"
[Нечто похожее читаем у Шопенгауэра: "На странице 325 первого тома
своей "Zauberbibliothek" ("Библиотеки волшебства")
Хорст излагает учение английской визионерки Джейн Лид следующим образом:
Обладающий магической силой способен по своей воле направлять и обновлять
царство минеральное, царство растительное и царство животное; посему
довольно было бы нескольким волшебникам сговориться для того, чтобы
все Сотворенное перешло в состояние райского блаженства" ("О
воле и природе", VII).] Славу Голема на Западе создал австрийский писатель Густав Мейринк;
в пятой главе своего фантасмагорического романа "Голем" (1915)
он пишет:"История эта восходит к XVII веку. Восстановив утраченные
формулы каббалы, некий раввин [Иегуда Лев бен Безалель] создал искусственного
человека - так называемого Голема, - дабы тот звонил в колокола в синагоге
и выполнял тяжелые работы. Однако то не был человек, как все остальные,
в нем едва теплилась глухая, растительная жизнь. Да и та - лишь днем,
и поддерживало ее влияние магических слов на записке, которую ему засовывали
за зубы и которая притягивала из вселенной свободные звездные токи.
Однажды перед вечерней молитвой раввин забыл вытащить записку изо рта
Голема; тот впал в неистовство и побежал по темным улицам, убивая всех,
кто попадался на его пути. В конце концов раввин его догнал и порвал
оживляющую его записку. Голем рухнул наземь. От него осталась лишь жалкая
глиняная фигурка, которую теперь показывают в пражской синагоге".
Элеазар де Вормс сохранил формулу, по которой можно создать Голема. Детали этой процедуры занимают двадцать три столбца в томе ин-фолио и требуют знания "алфавита 221 ворот", который надо повторять над каждым органом Голема. На лбу у него надо начертать слово "Эмет", означающее "истина". Чтобы уничтожить глиняного человека, достаточно стереть первую букву, останется слово "мет", означающее "мертв". |
|
||||