ЕДИНОРОГ Первая трактовка единорога почти полностью совпадает с последними.
За четыреста лет до христианской эры грек Ктесий, врач Артаксеркса Мнемона,
сообщал, что в королевствах Индостана водятся весьма быстроногие дикие
ослы с белой шерстью, пурпурно-красной головой, голубыми глазами, с
острым рогом на лбу, у основания белым, на конце красным, а посредине
- совершенно черным. Плиний прибавляет другие подробности (VIII, 31):
"В Индии охотятся еще за другим зверем, единорогом, который туловищем
схож с лошадью, головою с оленем, ноги как у слона, а хвост кабаний.
Ржет он басистым голосом, посреди лба торчит длинный черный рог. Полагают,
что живьем его невозможно взять". Востоковед Шрадер в 1892 году
высказал мысль, что образ единорога мог быть грекам подсказан некоторыми
персидскими барельефами, изображающими быка в профиль, с одним-единственным
рогом. В энциклопедии Исидора Севильского, составленной в начале VII века,
можно прочесть, что единорог ударом своего рога убивает слона; это напоминает
аналогичную победу "каркадана" (носорога), описанную во втором
путешествии Синдбада [там говорится, что, если разрезать пополам рог
носорога, на нем будет видна фигура человека; Аль Казвини говорит, что
это будет фигура всадника на лошади, другие называют птиц и рыб]. Другим
противником единорога называли льва, и в одной великолепной октаве второй
книги запутаннейшей эпопеи "The Faerie Queen" изображено их
сражение. Лев прислоняется к дереву, единорог, пригнув голову, атакует
его, лев отскакивает в сторону, и единорог оказывается пригвожденным
к стволу. Эта октава написана в XVI веке, а в начале XVIII века объединение
Английского королевства с Шотландским соединит в гербе Великобритании
английского леопарда (льва) с шотландским единорогом. В средние века бестиарии утверждали, что единорога может поймать девушка;
в "Physiologus Graecus" ["греческий физиолог" (лат.)]
мы читаем: "Как его ловят. Ставят перед ним девицу, и он прыгает
на лоно девицы, и девица любовно его обнимает и уносит в королевский
дворец". Этот триумф чистоты представлен на медали Пизанелло и
на многих знаменитых гобеленах, примечательны и его аллегорические толкования.
Единорог применялся как символ Иисуса Христа, Святого Духа, ртути и
зла. В труде "Psychologie und Alchemie" ["Психология
и алхимия" (нем.)] (Цюрих, 1944) Юнга приведены история и анализ
этих символических применений. Белая лошадка с задними ногами антилопы, козлиной бородой и длинным
винтообразным рогом на лбу - таково обычно изображение этого фантастического
животного. Леонардо да Винчи объясняет способ охоты на единорога его чувственностью; движимый ею, он забывает о своей свирепости и ложится на лоно девушки, тогда-то охотники и ловят его. |
|
||||