ВАСИЛИСК С течением веков василиск (известный также под названием "кокатрис")
становился все более безобразным и пугающим, а в наше время о нем и
вовсе забыли. Название его происходит из греческого языка и означает
"царек"; по мнению Плиния Старшего (VIII, 21), это змея с
"белым пятном на голове, похожим на корону или диадему". В
средние века он становится четырехногим петухом с короной, желтыми перьями,
большими колючими крыльями и змеиным хвостом, который завершается крючком
или же второй петушиной головой. Изменение облика отразилось в изменении
названия: Чосер в "The Parson's Tale" говорит о василикоке
("василикок убивает людей ядом своего взгляда"). Одна из гравюр,
иллюстрирующая "Естественную историю змей и драконов" Альдрованди,
наделяет василиска чешуей вместо перьев и восемью ногами. (Согласно
Младшей Эдде, у Одинова коня Слейпнира также было восемь ног.) Что в василиске остается неизменным, так эти убийственное действие его взгляда и его яда. Глаза горгон обращали живых существ в камень; Лукан рассказывает нам, что из крови одной из них произошли все змеи Ливии - аспид, амфисбена, аммодит и василиск. Приводим соответствующие пассажи из книги IX "Фарсалии": В теле ее губительный яд впервые природа Василиск обитает в пустыне, или, точнее, он создает пустыню. Птицы
падают мертвыми к его ногам, и плоды земные чернеют и гниют; вода источников,
в которых он утоляет свою жажду, становится отравленной. О том, что
одним своим взглядом он раскалывает скалы и сжигает траву, свидетельствует
Плиний. Из всех животных одна лишь ласка не боится этого чудовища и
может напасть на него спереди; было также поверье, что василиска повергает
в смятенье крик петуха. Опытные путешественники, прежде чем углубиться
в неизведанные края, благоразумно запасались либо петухом в клетке,
либо лаской. Другим оружием было зеркало: василиска убивает его собственное
отражение. Исидор Севильский и составители "Speculum Triplex" ("Тройного зеркала") отвергают легенды Лукана и искали рационального объяснения природы василиска. (Отрицать его существование они не могли, ибо в Вульгате древнееврейское слово "тсефа", название ядовитого пресмыкающегося, переведено как "кокатрис".) Наибольшее признание получила теория об уродливом яйце, снесенном петухом и высиженном змеей или жабой. В семнадцатом веке сэр Томас Браун счел это объяснение стоять же неестественным, как самого василиска. В те же годы примерно Кеведо написал свой романе "Василиск", где говорится: Si esta vivo quien te vio, [Коли жив, кто тебя видел, |
|
||||